Особенности скульптуры малой формы в камнерезном искусстве

Малая пластика отличается большим своеобразием и сложностью, чем обычная станковая скульптура. Выросшая из прикладного, народного, утилитарного искусства, она более, чем любая другая скульптура предназначена для каждого отдельно взятого человека, оказывается ему ближе, вызывает на близкий разговор.

Скульптура малых форм обязательно «приглашает» зрителя подойти и посмотреть на нее не только издали, но и вблизи. В контексте этого в характер материала имеет первостепенное значение. И работы, выполненные из цветного камня во многом оказываются в выигрыше: как, например, в авторских работах Сергея Фалькина «Любовный треугольник» или «Разрыв», где сама структура яшмы или сапфирина со спрятанной внутри жеодой напрашивается на разглядывание пересечения причудливых природных линий и узоров.

Близкое повседневное общение скульптуры малой архитектурной формы с человеком ставит перед автором определенные и ответственные задачи, требуя соответствия идейного и художественного содержания месту и условиям восприятия. Существуют некоторые особенности восприятия, когда такая пластика оказывается элементом интерьерной композиции, например — кабинетной скульптурой. Такие произведения имеют бесконечное количество точек зрения, произвольно меняемые в процессе каждодневной жизни человека, условия восприятия.

В зависимости от состояния, от настроения, взгляд может то останавливаться на работе пристально и внимательно, то скользить по ней бегло и рассеянно. Передвигаясь по комнате, меняя место положение одна и та же фигурка рассматривается то с очень близкого, то с более далекого расстояния; то на уровне глаза, то сверху, то с «птичьего полета», то снизу – в сильном ракурсе, временами мы смотрим на нее, стоящую неподвижно на столе или полке, иногда берем в руки, рассматриваем, поворачивая со всех сторон.

Интерьерная скульптура должна выдержать все эти меняющиеся условия ее восприятия и во всех случаях сохранять выразительность. В контексте этого особенно важным становятся цвет, линия, фактура произведения, создаваемые автором. Так, например авторская скульптура «Посейдон» трансформируется под разными углами зрения постоянно меняя свой линейный рисунок, чему так же вторит узор камня, и сочетание полировки и фактуры природного камня, оставленной автором, при этом выдерживая авторскую концепцию скульптуры и не теряя целостности в любом из ракурсов.

Каждое камнерезное произведение скульптуры малой формы, выполненное в «Мастерской Сергея Фалькина» является ярким примером гармоничного сочетания всех вышеперечисленных средств выразительности, будь то реалистичное исполнения фигурки животного, расцвеченная камнями блокированная скульптура или же авторские, порой максимально стилизованные и абстрактные, произведения в которых не только идея, но и сам камень, приглашают зрителя на близкий, доверительный диалог.