«Скульптура говорит на своём языке, а камнерезная скульптура – это отдельная национальность. Очень редкая».
Сергей Фалькин
Сергей Александрович Фалькин – камнерез, художник, скульптор, поэт. Диапазон его творческих тем предельно широк: тут библейские сюжеты и языческие мифы, люди и звери, природные явления и абстракции. И суть всех его произведений не в теме, тема для скульптора – лишь точка отсчёта, от которой, будто кругами по воде, расходятся смыслы, ассоциации, аллюзии, метафоры, уводящие в образный мир художника. Сергей Фалькин часто любит говорит о том, что он любит работать с метафорой: «Мне интересна ее трансформация в объём».
Сергей Фалькин родился 10 ноября 1955 года в селе Заиграево (Бурятская АССР). В начале 1970-х поступил в педагогический институт Улан-Удэ на физико-математический факультет. Когда его семья переехала в Красноярск, перевёлся в Красноярский педагогический институт. Не окончив учебу, он принял решение уйти в армию. Служил в Литве в воздушно-десантных войсках, которые были приписаны к войскам Варшавского договора. По возвращении несколько месяцев проработал художником-оформителем на заводе в Красноярске.
Приехал в Ленинград в 1976 году. Окончил факультет журналистики Ленинградского университета. Несколько лет проработал по специальности в местных газетах. В это же время появляются его первые деревянные скульптуры. Начиная с 1984 года, Сергей Фалькин несколько лет работал в издательском отделе Эрмитажа, оформлял каталоги. В реставрационных мастерских музея ему представилась возможность расширить знания об искусстве и получить новый опыт работы. Он писал стихи, занимался в литературном объединении Александра Кушнера, посещал студию рисунка Льва Овчинникова. Тогда же впервые стал выставлять свои графические листы.
Встреча с известным ленинградским скульптором Виктором Ставницером, ставшим учителем и предложившим работу с заказами Худфонда, стала для С. Фалькина определяющей в понимании собственного стиля и художественного почерка.
В 1987–1988 годах Сергей Александрович работал реставратором и резчиком в Царскосельской реставрационной мастерской, принял участие в воссоздании Янтарной комнаты. Занимался янтарём, пока окончательно не решил сосредоточиться на освоении твёрдого камня. За этим последовало создание одного из первых кооперативов – «Классика» – мастерской по изготовлению шкатулок и предметов декоративно-прикладного искусства. Здесь началось базовое знакомство с камнем, работа в технике флорентийской мозаики.
В 90-е годы скульптор активно работает над собственным стилем, экспериментируя с различными материалами. Следующими ступенями в его творческой биографии была организация камнерезной мастерской «Эболи» (1995–1999), одним из основателей которой он был, и мастерская «Багульник», просуществовавшая без малого семь лет, с 1999 по 2006 год. В этот период было создано большое количество полихромных скульптур, флористических и анималистических композиций, богатая коллекция функциональных предметов.
Начав творческий путь как продолжатель традиций Карла Фаберже, Сергей Фалькин создал свой уникальный стиль в камнерезном искусстве. Он преодолел традиционный подход к поделочному камню как к материалу для изделий прикладного искусства и создал свое направление в скульптуре, которое продолжает развивать уже в собственной мастерской, основанной в 2006 году. Творческий метод скульптора заключается в постоянном диалоге с материалом, с природными особенностями поделочного камня, с его рисунком, его фактурой, что способствует появлению уникальных художественных идей и пластических образов: «В чем суть камня? Его в определённых условиях родила природа, и это – плод, такой же плод, как яблоко. Ты должен считаться с тем, каким этот плод рожден».
Сегодня произведения художественного руководителя мастерской Сергея Фалькина находятся в коллекциях Государственного Эрмитажа, Государственного литературно-мемориального музея Анны Ахматовой, Дворца Конгрессов – Константиновского Дворца в Санкт-Петербурге, в Иркутском областном художественном музее им. В.П. Сукачева, в Музее истории камнерезного и ювелирного искусства в Екатеринбурге, в Художественном музее им. Ц.С. Сампилова, в Музее-галерее Льва Бардамова, в частных коллекциях России, Франции, США, Германии, Швеции, Латвии. Работы скульптора экспонировались в Лувре, были представлены на I Биеннале Французской скульптуры в Париже, выставлены на аукционах «Koller» в Цюрихе, «Jackson’s» в Нью-Йорке, «Lauritz.com» в Стокгольме. Художник был неоднократным участником и победителем выставок-конкурсов «Петербургский ювелир» и «Ювелирный Олимп», конкурса ГОХРАНа «Ювелиры – XXI веку», I Петербургского фестиваля «Наследие Фаберже».