В 2020 году, спустя ровно 75 лет после победы советского народа над нацистской Германией в Великой Отечественной войне был воздвигнут храм Вооруженных Сил Российской Федерации – как символ воинской славы, увековечивший значение той победы в истории России. Вместе с лучшими российскими художниками и скульпторами Мастерской Сергея Фалькина выпала честь работать над внутренним убранством этого духовного символа страны.
Задачей мастерской стало создание камнерезных медальонов в технике флорентийской мозаики, гармоничных всему убранству храма. Изготовленные в мастерской элементы декорирования украшают арки четырёх приделов сооружения. В каждом из приделов медальоны выполнены в камне, цвет которого соответствует виду и роду войск РФ. Важнейшим аспектом работы являлось поддержание символического образа внутри каждого медальона и стройное соответствие особой духовно-тематической атмосфере храма.
Придел Св. Варвары Великомученицы посвящен ракетным войскам специального назначения. Святая Варвара почитается в христианстве как защитница от внезапной насильственной смерти, поэтому изображение её иконы есть на каждом командном пункте всех ракетных дивизий России. В создании медальонов в приделе использована яшма различающихся оттенков.
Вокруг серафимов в центре боковых медальонов расположились тексты молитв Варваре Великомученице, выполненные из позолоченного металла. Такой же металл использован для создания нимба вокруг рельефа камнерезного белого голубя – традиционного изображения Святого Духа. Сам голубь выполнен исключительно из белореченского кварцита, в его изготовлении не используется другой камень или другой его оттенок даже в элементах глаз и клюва, благодаря чему создаётся впечатление ослепительно сияющей фигуры.
Такую же композицию – два боковых медальона с изображением серафимов с сияющими словами молитвы вокруг них и центральный медальон, изображающий Святого Духа в образе голубя, – имеют созданные в мастерской Фалькина элементы убранства в приделах Андрея Первозванного, Пророка Илии и Святого Александра Невского.
Однако камень фона на каждой группе медальонов различается: так, для придела Андрея Первозванного, покровителя российского флота, использован лазурит – природный синий камень, символически сочетающий в себе и цвет синего моря и цвет синего Андреевского креста, под флагом, с изображением которого со времен Петра I ходит российский флот.
Использованный в медальонах в приделе Пророка Илии, покровителя Воздушных Десантных войск, голубого, небесного цвета камень также перекликается со значением всего алтаря. Виолан, нежно-голубой камень с серовато-белыми прожилками, сразу создаёт ассоциацию с небесным простором и облаками. Текст молитвы, изображающий золотое сияние вокруг серафима, гласит – «Избавь все грады и всё отечество от нашествия врагов и междоусобной брани», – создавая образ мирного неба над головой, защищённого божественным сиянием.
Зелёный нефрит медальонов в приделе Св. Александра Невского, покровителя пехоты, не только логично ассоциируется с военным делом, но и гармонично вписывается в колорит всего храма. Зелёный в богословской символике означает цвет растительной жизни, состояние, к которому стремится природный мир, символизирует надёжность, божью милость и жизненную силу.
Фоном для центрального медальона с изображением Святого Духа в каждом приделе служит мозаика из того же камня, в котором выполнены боковые медальоны. Колористическое решение мозаики – чередование светлых и тёмных камней одной породы, различных по тону и текстуре, которые располагаются в форме лучей, исходящих от золотого нимба, что создаёт эффект свечения вокруг Святого Духа, а также поддерживает ритм всей композиции убранства арки.
Центральной частью боковых медальонов стали камнерезные изображения серафимов, для крыльев которых перебрали более 600 кг белореченского кварцита. Для каждого медальона камень подбирался колористически подходящим к фону, чтобы сохранить тональные отношения элементов, вместе с тем создав общую законченную композицию.
В медальонах приделов Главного храма Вооруженных сил Российской Федерации Сергею Фалькину удалось создать тонкие образы, наполненные символизмом и духовным значением для верующих. Благодаря умению художника даже в небольших по отношению ко всему храму элементах декора получилось придать значение каждой маленькой детали – от подбора камня для каждого из изображений до соответствия колорита как небесным покровителям и иконографии, так и общему убранству храма.