Бер
Материал: яшма
Высота: 115 мм
Автор: Никита Казарновский
Осторожный оскал или любопытный взгляд? Готовность совершить прыжок или любознательное внимание в сторону необычных звуков? Скульптура Никиты Казарновского являет собой удивительную пластическую метаморфозу зверя в процессе движения взгляда по ней. Впрочем, медведь издревле животное таинственное, почитаемое у славян, как центр потустороннего мира, его «хозяин». По некоторым поверьям он таил в себе такую силу, что мог изгнать любую нечисть, эту силу и почитали и побаивались ее. Славяне верили, что если назвать зверя по настоящему имени, то он тут же явится. Поэтому и здесь, автор, будто отдавая дань воззрениям предков, дает своей работе имя, звучащее мистически коротко, будто хранит в себе божественное величие. С тюркского слово «бер» переводится, как «один», «первый». Кто, как ни медведь первый хозяин тайги и леса, главный герой славянской мифологии и старых русских сказок, один единственный столь сильный и многогранный архетип.
В пластике и образном решении скульптуры автор с одной стороны обращается к документальной точности и натуралистичности в анатомии и в проработанном расчесе шерсти, а с другой — выходит за рамки традиционализма, придавая зверю определенную мимику и настроение, в живой природе ему несвойственное. Восхищение перед силой, природной мощью и благородством зверя закладывается в работу, и в руках Никиты Казарновского рождается яркий образец анималистической кабинетной скульптуры, и, одновременно с этим, друг детства из старой сказки.