Яшма в камнерезной скульптуре: все краски мира в каменной капле.
Фантазийная по расцветкам, разноликая яшма — один из древнейших поделочных камней, известных человеку, в античной Греции она даже именовалась матерью всех камней. Этот плотный, твердый, непрозрачный, сложенный мельчайшими кварцевыми зернами, спаянными кремнистым цементом, иногда с примесью халцедона камень наиболее часто используется для создания образов в камнерезной скульптуре. Название «яшма» происходит из греческого языка и означает «пятнистый камень», и недаром – ведь текстура их неоднородна, хаотически причудливо пятнистая, и зачастую неясно слоистая.
Яшма – один из наиболее древних каменных материалов, с которыми познакомился еще первобытный человек. Тогда из нее делали различные орудия, с эпохи античности до XV веков – преимущественно украшения — геммы, печатки, амулеты и другие изделия мелкой пластики. В 18–19 вв из яшм начали вытачивать крупные камнерезные изделия и предметы дворцового декора – кубки, шкатулки, несессеры. В России яшма по масштабу ее использования в ювелирном и камнерезном деле может считаться национальным камнем: из яшмы вырезали символы власти, подарочные блюда, вазы, украшающие многочисленные парадные дворцы Санкт-Петербурга и пригородов.
Любовь к яшме у современных камнерезов объясняется ее богатым цветовым разнообразием: это могут быть и темно – красные с желтыми крапинками, и темно-желтоватые с красными угловатым пятнышкам и густой семью кварцевых прожилок, и «голубова яшмового каменья с синими прожилками» – позже названная калканской яшмой, и темно- вишневые яшмы, и густо-вишневые с узкими синевато – зелеными полосками, кроваво – красные, голубовато – зеленые, редкие темно-зеленые яшмы почти черные с густым зеленым отливом и даже черные яшмы.
Эта природная одаренность поделочного камня позволяет использовать его во возможных декоративно-прикладных композициях: во флористических и анималистических сюжетах, блокированной скульптуре, уникальных шкатулках, но так же она открывает бескрайние просторы для авторской скульптуры. Эзотерики называют яшму алхимическим камнем, связанным с трансмутацией или превращением веществ, что в полной мере оправдывается в скульптуре, когда в руках Сергея Фалькина из яшмы разных видов рождаются абстрактный сумеречный бык, лик Николая Чудотворца, образ Африки, шахматные фигуры, многочисленные авторские аллегорические композиции, и порой даже яшма оказывается идеальным дополнением к бронзовой скульптуре. В каждой из своих работ художник, выбирая ту или иную яшму, использует ее окрас и особенности, чтобы подчеркнуть и усилить свою авторскую задумку.