Легендарная личность в истории ювелирного и камнерезного искусства – Карл Фаберже, оказался в конце XIX века тем человеком, благодаря которому возникла оригинальная, ярко-выраженная отечественная камнерезная школа. Он решил задачу поиска формы и содержания соответствующих национальному русскому менталитету.
Поначалу мастерская Густава Фаберже изготавливала небольшие и недорогие предметы, и занималась ремонтом ювелирных изделий. Все изменилось, когда во главе фирмы встал сын густава — Карл Фаберже, прошедший передовую школу европейского обучения. Первый успех фирме принесло участие во Всероссийской промышленно-художественной выставке 1882 г. в Москве, где фирма представила витрину с копиями керченских украшений, превосходное исполнение которых привлекло заслуженное внимание публики и удостоилось похвалы высочайших особ. Императрица Мария Федоровна приобрела у Фаберже запонки с изображением цикад, которые по верованию древних греков приносили счастье. Позже Карл Фаберже становится основным исполнителем заказов семьи Романовых и Кабинета Его Императорского Величества, за что получает звание Поставщика Высочайшего Двора.
Любопытно, что твердый цветной камень не сразу появляется в производственном ряде ювелирной фирмы, а только в конце 80-х – начале 90-х годов, когда на европейский рынок начинают проникать образцы камнерезной пластики из Китая и Японии. Оценив по достоинству потенциал этих незамысловатых предметов, Карл Фаберже разработал широкий спектр предметов, которые быстро получили признание и любовь публики.
За 10-15 лет Карл Фаберже довел основные жанры камнерезной пластики до абсолюта, который не претерпел изменения вплоть до наших дней. Одной из самых многочисленных групп изделий Фаберже оказывается анималистическая скульптура, которая как жанр забавной миниатюры остается жизнеспособным и по сей день. Инновационным направлением ставятся флористические композиции, прошедшие путь от чрезмерной декоративности с большим использованием металла до букетов, полностью выполненных в камне вплоть до хрупких тонких стебельков или даже использования настоящего пуха одуванчика в одноименной композиции. Масштабным было внедрение камня в аксессуары и предметы функционального назначения – настольные печати, рамки для фотографий, рукояти тростей, портсигары и шкатулки, декоративная посуда и т.д. Но наиболее яркими и уникальными оказались произведения в жанре блокированной миниатюры. Этот технический прием при изготовлении образов человека Европе был знаком как минимум с XVII века, но Карл Фаберже вывел это направление на совершенно новый уровень. Чистота и тщательность работы, точность исполнения стали отличительными чертами произведений фирмы. И, взяв за основу образы, позаимствованные у гарднеровского фарфора, он создает в яркой самоцветной палитре ряд уникальных по сюжету произведений, посвященных своим национальным типажам, образам знакомым и понятным зрителю того времени. В них мастерам Фаберже удалось достигнуть баланса между ремесленной и художественной составляющей. Жанр блокированной скульптуры стал пожалуй наиболее фундаментальным для камнерезной пластики, пользующийся высоким спросом и по сей день.
В советскую эпоху камнерезное искусство безусловно претерпело изменения. Новый государственный строй исключал возможность существования таких социальных слоев общества, которые могли бы породить спрос на произведения камнерезного искусства. И на долгие годы эта сфера переключилась на изготовление бижутерии и сувениров. В 70е года, однако, сформировалась целая плеяда мастеров, которые могли выполнять определенный спектр камнерезных работ на достойном уровне, чем не смог не воспользоваться известный аферист – Михаил Монастырский, который наладил изготовление фигурок в духе Фаберже и дальнейший их сбыт в Европу под видом оригинальных работы знаменитой ювелирной фирмы. Эта история продемонстрировала как профессиональный рост уровня отечественных мастеров, так и неугасающий спустя почти столетие, интерес к произведениям фирмы известного ювелира.
Начало 90-х было временем возрождения утерянного ремесла. Тогда же начал формироваться новый камнерезный рынок. Покупатели стали приобретать работы, зная, что их авторы – не мастера фирмы Фаберже, а современные российские камнерезы. Некоторые первые анималистические коллекции мастерских, например, покупали сразу и целиком. Но говорить о сформировавшемся рынке камнерезных работ было еще рано: общий уровень произведений был невысок, подавляющее их число были лишь подражаниями. Однако, для мастеров – камнерезов Фаберже в некотором смысле оказался учителем. Копируя старые работы появлялась возможность понять материал, его потенциал и особенности, это оказывается своего рода технологическим освоением камня. Копийная практика дает будущему скульптору выработку определенных навыков, понимание цветовой гаммы в камне.
В современном камнерезном мире калейдоскоп сюжетов, предметов, композиций, выполненных из камня поражает своим многообразием, но образно наследие, оставленное фирмой Кара Фаберже, продолжает пользоваться высоким спросом. Коллекционеры пополняют свои собрания все усложняющимися композиционно и технически более совершенно исполненными флористическими композициями или блокированной скульптурой, изображающей исторических деятелей, своих современников или созданной по нереализованным эскизам (серия работа мастерской «Фаберже, неизданное»). Другие современные камнерезы, освоившие наследие камнерезов начала XX века, создают принципиально новые сюжеты, в которых анималистические образы уже трансформируются в абстракцию или метафору, в блокированную скульптуру закладываются личные мотивы, а простые декоративно-прикладные предметы превращаются в сложные произведения камнерезного искусства. Фирма Фаберже заложила фундамент, на основе которого в быстро меняющемся веке XX и XXI самые смелые фантазии скульпторов смогли найти свое осуществление.