Новая камнерезная работа «Куколка» — это адаптация в новом материале одной из бронзовых работ Сергея Фалькина. Первое одноименное произведение создавалась для выставки в Музее Набокова. На идею такого образа скульптора натолкнуло страстное увлечение писателя бабочками: в музее хранится выдающаяся коллекция, которую Владимир Набоков собирал в течение всей жизни.
Образ в камне появился много лет спустя, когда мастеру попал в руки окатыш нефрита, сотни лет омываемый речными водами, напитываемый природными элементами, в результате чего он приобрел особенную форму, уникальную фактуру и богатые оттенки. Этот окатыш — словно кокон от природы, освобождаясь от которого, в мир выглядывает с любопытством и надеждой во взгляде антропоморфная бабочка.
Для Сергея Фалькина куколка является аллегорией трансформации, рождения. И не только рождения мимолетно прекрасной бабочки из кокона, но и возникновения из первоначально грубого, необработанного, пыльного куска камня — неповторимой авторской скульптуры. Мастер намеренно сохранил на поверхности нефрита следы природы: эти темные, словно ржавые, шероховатые на ощупь пятна передают фактуру настоящего кокона. В этом внимании к особенностям материала проявляется так же метод работы мастера. Сергей Фалькин любит говорить, что камень — его «соавтор», и «Куколка» является ярким тому подтверждением: природная фактура и цвет нефрита натолкнули на созданную автором пластику, когда он выбирал подходы к образу будущей скульптуры.