Особенности скульптуры малой формы в камнерезном искусстве

Малая пластика отличается большим своеобразием и сложностью, чем обычная станковая скульптура. Выросшая из прикладного, народного, утилитарного искусства, она более, чем любая другая скульптура предназначена для каждого отдельно взятого человека, оказывается ему ближе, вызывает на близкий разговор.

Скульптура малых форм обязательно «приглашает» зрителя подойти и посмотреть на нее не только издали, но и вблизи. В контексте этого в характер материала имеет первостепенное значение. И работы, выполненные из цветного камня во многом оказываются в выигрыше: как, например, в авторских работах Сергея Фалькина «Любовный треугольник» или «Разрыв», где сама структура яшмы или сапфирина со спрятанной внутри жеодой напрашивается на разглядывание пересечения причудливых природных линий и узоров.

Камнерезное искусство

Тотемный ворон

Камнерезное искусство

Эволюция

Камнерезное искусство

Сумеречный бык

Камнерезное искусство

Дуэт

Камнерезное искусство

Оберег «Ангел»

Камнерезное искусство

Николай Чудотворец

Камнерезное искусство

Улигершин

Камнерезное искусство

Лягушка — копилка

Камнерезное искусство

Изобилие.

Камнерезное искусство

Игры в клетку 1

Камнерезное искусство

Чжун — Куй

Камнерезное искусство

Улитка

Камнерезная скульптура

Груша

Камнерезное искусство

Инари

Камнерезное искусство

Курильница «Хранитель»

Камнерезное искусство

Куколка

Камнерезное искусство

Ангел с треугольником

Камнерезное искусство

Маленький лама

Камнерезное искусство

Родео

Камнерезное искусство

Посейдон

Камнерезное искусство

Бурятская улитка

Камнерезное искусство

Тихоокеанский поцелуй

Камнерезное искусство

Бурхан

Камнерезное искусство

В ожидании ветра

Камнерезная скульптура

Бык серии «Шествие ряженых»

Камнерезное искусство

Созвездие быка

Камнерезное искусство

Похищение быка

Камнерезное искусство

Ловец крокодилов

Камнерезное искусство

Африка

Камнерезное искусство

Авель

Камнерезное искусство

Прохожий

Камнерезное искусство

Хокку

Камнерезная скульптура

Сирин из дымчатого кварца

Камнерезное искусство

Балтийский кит (Пловец)

Камнерезное искусство

Философ

Камнерезное искусство

Атлантида

Камнерезное искусство

Рояль в кустах

Камнерезное искусство

Флейтист

Камнерезное искусство

Ваза «Торс»

Камнерезное искусство

Ситцевый бык

Камнерезное искусство

Росток по Фрейду

Камнерезное искусство

Яблоко по Фрейду

Камнерезное искусство

Свиток

Камнерезное искусство

Провинциальный актер

Камнерезное искусство

Ловец крокодилов (нефрит)

Камнерезная скульптура

Кактус мачо

Камнерезное искусство

Белый вестник

Камнерезное искусство

Звездопад

Близкое повседневное общение скульптуры малой архитектурной формы с человеком ставит перед автором определенные и ответственные задачи, требуя соответствия идейного и художественного содержания месту и условиям восприятия. Существуют некоторые особенности восприятия, когда такая пластика оказывается элементом интерьерной композиции, например — кабинетной скульптурой. Такие произведения имеют бесконечное количество точек зрения, произвольно меняемые в процессе каждодневной жизни человека, условия восприятия.

В зависимости от состояния, от настроения, взгляд может то останавливаться на работе пристально и внимательно, то скользить по ней бегло и рассеянно. Передвигаясь по комнате, меняя место положение одна и та же фигурка рассматривается то с очень близкого, то с более далекого расстояния; то на уровне глаза, то сверху, то с «птичьего полета», то снизу – в сильном ракурсе, временами мы смотрим на нее, стоящую неподвижно на столе или полке, иногда берем в руки, рассматриваем, поворачивая со всех сторон.

Интерьерная скульптура должна выдержать все эти меняющиеся условия ее восприятия и во всех случаях сохранять выразительность. В контексте этого особенно важным становятся цвет, линия, фактура произведения, создаваемые автором. Так, например авторская скульптура «Посейдон» трансформируется под разными углами зрения постоянно меняя свой линейный рисунок, чему так же вторит узор камня, и сочетание полировки и фактуры природного камня, оставленной автором, при этом выдерживая авторскую концепцию скульптуры и не теряя целостности в любом из ракурсов.

Работы мастерской

Улитка «Природа»

Работы мастерской

Дракончик

Анималистика

Путеводная звезда

Работы мастерской

Дракон

Работы мастерской

Белый медведь

Художники по камню

Улитка-орхидея

Работы мастерской

Дракон

Работы мастерской

Поймал бабочку

Работы мастерской

Ушастый зайчик

Работы мастерской

Маленький зайчик

Анималистика

Заяц-лыжник

Работы мастерской

Силач

Работы мастерской

Дзен

Работы мастерской

Танец воды и света

Работы мастерской

Лягушка на листике

Александр Ширяев

Цикада

Работы мастерской

Заяц серый

Анималистика

Лунный заяц

Работы мастерской

Заяц — беляк

Работы мастерской

Слон с мячом

Медведи из камня

Медведь с бочкой

Работы мастерской

Когда зажигаются звезды

Работы мастерской

Сны о чем-то большем 2022.

Работы мастерской

Аист

Работы мастерской

Лягушки на листе.

Работы мастерской

Медведь с рыбой

Работы мастерской

Петербургские каникулы

Работы мастерской

Медуза

Анималистика

Медведь на пне.

Работы мастерской

Заяц

Работы мастерской

Осьминог

Бегемоты из камня

Бегемот весельчак

Работы мастерской

Окно в Европу

Работы мастерской

Лягушка изумрудная

Работы мастерской

Движение

Анималистика

Ван Кот

Работы мастерской

Рождение

Художники по камню

Абсолем

Работы мастерской

Сероглазка

Другие животные из камня

Баран 088

Работы мастерской

Белка 038

Работы мастерской

Бобер 093

Работы мастерской

Бык из яшмы

Работы мастерской

Верблюд 014

Анималистика

Волк 015

Работы мастерской

Зубр 026

Работы мастерской

Коза 028

Другие животные из камня

Котик на ковре 035

Работы мастерской

Крокодил на пляже 169

Работы мастерской

Лось 004

Каждое камнерезное произведение скульптуры малой формы, выполненное в «Мастерской Сергея Фалькина» является ярким примером гармоничного сочетания всех вышеперечисленных средств выразительности, будь то реалистичное исполнения фигурки животного, расцвеченная камнями блокированная скульптура или же авторские, порой максимально стилизованные и абстрактные, произведения в которых не только идея, но и сам камень, приглашают зрителя на близкий, доверительный диалог.