Формула успеха / Линия полета, 2006


Примечание от редактора сайта: камнерезная мастерская "Багульник" в 2006 году перестала существовать.

Давно замечено: человеческому сердцу милее всего вещи, на первый взгляд, совершенно не функциональные. Но вот парадокс: в практической жизни без них можно и обойтись, но именно они создают эмоциональный настрой дома. Букет неправдоподобно весенних в слякотном ноябре ландышей в прозрачном флаконе из горного хрусталя. Овальная шкатулка из нефрита с расписной миниатюрой, в которой хранятся бабушкины жемчуга. Трогательный бульдожек из обсидиана, свернувшийся калачиком на стеганой подушке из яшмы. Ловлю себя на мысли, что почему-то хочется прикоснуться к этим милым безделушкам, выставленным в витрине петербургской фирмы «Творческая камнерезная мастерская «Багульник». Психологи на этот счет говорят, что прикосновения к вещам, приятным глазу и сердцу, улучшают настроение и снимают стресс. Наверное, поэтому украшения интерьера от «Багульника» часто покупают банкиры и олигархи. Нам, остальным, остается лишь лицезреть и радоваться, что существуют ювелирные выставки.



«Багульник» шесть лет назад создал художник и скульптор Сергей Фалькин. До этого были годы увлечения резьбой по камню и работа в реставрационной мастерской «Янтарной комнаты». Однако янтарь не всегда дает полностью раскрыться фантазии художника, и Сергей научился работать с твердым камнем – нефритом, дымчатым кварцем, агатом, кахолонгом, аметистом. «Багульник» - не первая мастерская художника, но на сегодняшний момент самая удачная. Производство камнерезной скульптуры – процесс длительный. На одну вещь уходит от двух недель до двух месяцев. Здесь на каждом этапе возникают сложные моменты, для решения которых требуются специальные знания. Их не всегда найдешь в книгах, они передаются лишь из рук в руки. Камнерезы и ювелиры, которые работают в фирме, способны решать самые сложные технические задачи. Например, совсем недавно была сделана очередная механическая «игрушка». Представьте себе изящную стрекозу с агатовыми крыльями, сидящую на нежно сиреневом цветке, покрытом эмалью гильоше. Несколько поворотов ключа, раздается музыка, и стрекоза машет крылышками. Такие вещи были популярны в XIX веке, сегодня их делают только в «Багульнике».

Фирма почти не сотрудничает с салонами, предпочитая приглашать за покупками в свой офис. Нашему корреспонденту не слишком повезло: в этом году подарочная горячка началась уже в ноябре. Предприимчивые люди не ждут суматошного декабря, приезжают в «Багульник» заранее, чтобы купить выставленные в офисе работы, другие еще в ноябре делают заказы.



Пришлось разглядывать фотографии и те немногие работы, которые «уцелели» в витринах офиса: трогательная веточка с алой малиной, горделивая черная роза и целый собачий выводок – левретка, такса, английский и французский бульдоги, шиатцу, спаниэль… Оказалось, фирма готовится к декабрьской выставке «Петербургский ювелир». Поскольку наступающий год по китайскому календарю год Собаки, то предноводнюю экспозицию было решено посвятить самому близкому другу человека, чем и объясняется такое количество четвероногих.

Сергей Фалькин успешно руководит фирмой, но по-прежнему больше всего любит рисовать и резать. Его работы не раз занимали призовые места на ювелирных выставках в России и за границей. К «Петербургскому ювелиру» Сергей Александрович подготовил персональную выставку из сорока авторских работ, созданных за последние семь лет. Многие из них давно «живут» в частных коллекциях и были любезно представлены для показа их владельцами. Другие созданы совсем недавно и выставлены впервые. Собранные рядом, они убеждают, что малая камнерезная пластика – вид искусства стилистически разнообразный и не менее выразительный, чем скульптура или живопись.

Количество работ, вышедших за эти годы из стен мастерской, приближается к нескольким сотням. А поскольку подавляющее большинство работ остается в Москве и Петербурге, можно сделать вывод: состоятельные соотечественники вновь, как это было и в прошлых веках, признали и полюбили камнерезное искусство.

У этой любви, безусловно, есть экономическая составляющая. Высокохудожественная камнерезная скульптура всегда была и остается не только предметом роскоши, но и выгодным вложением денег. Владельцы работ Сергея Фалькина и мастерской «Багульник», безусловно, знают, что с годами эти милые безделушки вырастут в цене, потому что они сделаны в соответствии с законами гармонии, исповедуемой Фаберже – художественный замысел, виртуозная работа и первоклассный камень. Сергей Фалькин говорит, что придерживаться этой формулы не всегда легко, потому что в последние годы Россию буквально наводнили дешевые китайские камнерезные скульптуры, но это единственный путь к успеху.


Александра Макеева