Аннатоция к каталогу 2006 года. Валентин Скурлов о новой стилистике в камнерезном искусстве

Аннатоция к каталогу 2006 года. Валентин Скурлов о новой стилистике в камнерезном искусстве Дата публикации: 01.07.2014 19:54:42

Исторические параллели

Примечание от редактора сайта. На момент написание данной статьи камнерезная мастерская "Багульник" распалась. Ее художественный руководитель Сергей Фалькин создал собственную мастерскую.

Сергей Фалькин пригласил в гости - посмотреть новые вещи и рассказать о больших переменах в жизни фирмы. Его мастерская находится на набережной Фонтанки 170. Место символическое: в десяти минутах отсюда, на Английском проспекте в доме 44, располагалась камнерезная фабрика Фаберже. Здесь и сегодня живут и работают резчики по камню.

С Фалькиным я познакомился семь лет назад. Мастерская "Багульник", которую он организовал вместе с партнером Борисом Качаловым, показала свои работы на выставке "Петербургский ювелир". Камнерезный жанр в России 1990-х годах, после многих лет забвения начал возрождаться, в нем уже появились свои лидеры, однако появление Фалькина не осталось не замеченным. Одна за другой его авторские работы получали призы в камнерезной номинации, что подтверждало высокий творческий потенциал мастера. Сегодня Сергей Фалькин - один из ведущих российских скульпторов-камнерезов.

Но сегодня, речь идет не о его творчестве, а о мастерской, которую он возглавляет. Семь лет в развитии – срок совсем малый. Однако творческая мастерская «Багульник» сумела достичь серьезных успехов за столь короткое время, что поневоле напрашиваются исторические параллели.

Свое камнерезное производство фирма Фаберже открыла довольно поздно, только в 1908 году, когда в штат были приняты выпускники Екатеринбургского художественно-промышленного училища: Петр Кремлёв и Петр Дробышев. За семь лет (1908-1914) фирма исполнила более 50 выдающихся фигурок серии «Русские типы», около 200 цветочных композиций и огромное количество фантазийных каменных вещей.

Масштабы производства мастерской «Багульник» скромнее, но они были самые большие в современной истории российского камнерезного дела. За 7 лет исполнено более 20 сложных камнерезных скульптур, не менее 150 цветочных композиций, большое количество анималистических фигур, богатая коллекция функциональных предметов. К сожалению, далеко не все было сфотографировано, что, как и в случае Фаберже, прибавляет работы будущим исследователям творчества – историкам искусства.

В команду «Багульника», как в прошлом и фирму Фаберже, постоянно приходят новые люди. Яркие творческие личности вместе создают стиль, который определяет лицо компании. Лидер команды, Сергей Фалькин занимается камнерезным творчеством более четверти века. Он прошел классы у лучших мастеров Ленинграда и Петербурга. Он прошел классы у лучших мастеров Ленинграда и Петербурга, реставрировал янтарную комнату. Круг камнерезов Петербурга довольно узок, все знают друг друга, они часто встречаются и обсуждают творческие проблемы. Это способствует росту мастерства, передаче творческих приемов и выработке понятия "петербургская камнерезная пластика".

Вторая аналогия с фирмой Фаберже - это широкий ассортимент. Так, Фаберже первым стал выпускать электронные звонки, и лампы в ювелирном исполнении. Фаберже хотел эстетизировать мир вещей. Всему, что попадало в поле его зрения, он неумолимо придавал ювелирную форму. У Сергея Фалькина есть желание и прекрасные возможности идти по направлению Фаберже, расширяя ассортимент и сферу приложения творческих возможностей. Камнерезов ждет непочатый край работы для воплощения эстетической порграммы Фаберже. Например, никто, кроме мастеров "Багулькника" не придумал сделать настольную лампу. И какую! Под огромным раскидистым дубом уселись персонажи басни Крылова "Квартет". Над созданием лампы несколько месяцев работала практически вся мастерская, и результат превзошел все ожидания.

Уместно вспомнить о чудесных ювелирно-механических объектах, исполненных в "Багульнике". Это направление, которым в 1917 году собирался заняться Карл Фаберже. В частности, он хотел сделать говорящую птичку!

Третья аналогия. Владельцами камнерезных скульптур Фаберже становились представители царской семьи и аристократия. Франц Бирбаум, главный мастер фирмы Фаберже объясняет успех анималистических фигур среди клиентов "их забавностью", а также тем, что не будучи исполненными, из драгоценного материала, они прекрасно выполняют роль подарков в тех случаях, когда стоимость не должна быть заметна". Компания Сергея Фалькина тоже ориентируется на спрос привилегированных покупателей-коллекционеров, как в России, так и за рубежом.

Произведения мастеров "Багульника" с успехом решают сложную в психологическом плане проблему подарка. Первый биограф фирмы Фаберже предлагал выход в ситуации, когда срочно необходим подарок: "Смело поезжайте на Морскую улицу...Любой предмет от Фаберже будет принят с благодарностью". Тем же руководствуются клиенты фирмы, которые приезжают на набережную Фонтанки , 170. Причем скульптуры из камня дарят не только частным лицам. Здесь часто заказывают корпоративные и представительские подарки. много предметов покупается по случаю, но, как правило, случайный покупатель приходит вновь.

В камнерезном производстве Фаберже многое зависело от конкретных личностей, в частности от Петра Кремлева и Петра Дробышева. Так и творческая палитра "Багульника" обусловлена пристрастиями мастеров фирмы. Например, скульптор Андрей Сычев большой знаток оловянных солдатиков и русской военной униформы. Отмечу его работу "Василий Теркин". Это очевидная творческая удача, попадание в образ.

В творчестве мастеров "Багульника" много удачных параллелей с работами Фаберже. Глядя на веселых ворон и других, птиц понимаешь, что художники фирмы уловили главное в анималистике Фаберже - юмор, забавность и трогательность.

В цветочных композициях "Багульник" компенсировал пропажу во время революции коллекции кактусов Фаберже. Сейчас в музеях нет кактусов Фаберже, но они есть у "Багульника". Сложилось ошибочное мнение, что цветы Фаберже обязательно должны быть в горшках из горного хрусталя. На самом деле, Фаберже активно использовал уральские и сибирские камни. По такому же пути пошли мастера "Багульника". Более того, они в в пьедесталах используют металлы и эмаль. Делается это легко и тактично, с учетом общей композиции предмета, на высшем ювелирно-техническом уровне. Стаканчики из горного хрусталя исполняются в манере химических реторт. Обращают на себя внимание цветочные вазочки в сочетании с эмалью.

Изделия с петербургской тематикой у "Багульника" - не сувениры, а произведения искусства. Используются традиционные русские камни, известные в мире как "уральские" и "сибирские". восстановлены редкие технологии Фаберже , например, муаровый блеск на нефритовых листьях, дающий впечатление бархатистости. Появилсись новые виды цветов, каких не припомню у Фаберже, например "Сирень". Это придумка нового автора - Игоря Кроля, который теперь работает с "Багульником". Новая композиция "Веник" - чем не веселый подарок для серьёзного человека? Новое можно перечислять и далее: заяц на табурете, морж на коврике из серебра и эмали. Несколько мамонтов. Известно, что скульптор фирмы Фаберже Август Тимус ходил лепить мамонтёнка в Зоологический музей, но сама фигурка куда-то пропала. Но мамонты не "вымерли" их можно найти в исполнении Сергея Фалькина и его мастеров.

Фаберже часто исполнял несколько моделей обезьян или сов, к тому же еще и каждая фигурка была вырезана из разных камней, без повторов. Это безошибочный ход: коллекционеры и клиенты предпочитают оригиналы. Девиз известного эстета, лучшего лондонского клиента фирмы Фаберже, английского короля Эдуарда VII был краток: "Король не должен иметь копий". Такому же принципу следуют мастера "Багульника", их работы, сделанные по одной модели, всегда отличаются друг от друга.

Заканчивая разговор о "Багульнике" хочу сказать, что с Фаберже их объединяет главное- огромная любовь к природному камню, уникальная ручная работа, использование классических мотивов, студийная работа с учениками. Замечу, что за семь лет в мастерской "Багульник" воспитано более 50 высококвалифицированных камнерезов. Здесь уместно вспомнить высказывание Франца Бирбаума, главного мастера фирмы Фаберже. Он говорил, что "предприятия, подобно растениям, разбрасывают вокруг себя семена в виде мастеров, кладущих начало новым (мастерским - В.С.)".

Между тем, как и Фаберже сто лет назад, Сергей Фалькин ищет новую стилистику и постоянно расширяет ассортимент работ...

Валентин Скурлов

эксперт по оценке художественных ценностей

Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ,

консультант-исследователь по Фаберже Русского отдела аукционного дома КРИСТИС.